СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МАОУ «Пролетарская СОШ» (протокол от « / 5 » 2019 № ) Положение о портфолио обучающихся 1. Общие положения 1Л. Настоящее положение о портфолио обучающихся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Пролетарская СОШ» (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29Л2.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», Приказ Министерства образования МО от 27.11.2009 N 2499 «Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся», уставом школы. 1.2. Положение определяет структуру, порядок формирования и использования портфолио обучающегося в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Пролетарская СОШ» (далее - Школа) и устанавливает статус портфолио обучающегося как открытого документа, предназначенного для публичной демонстрации в условиях итоговой (по окончании ступени) и промежуточной (четверть, год) аттестации обучающегося, а также в других предусмотренных законодательством случаях, требующих демонстрации успешности обучающихся. 2. Цели, задачи и функции портфолио 2.1. Цель портфолио - собрать, систематизировать и зафиксировать результаты учебной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности обучающегося, проследить его индивидуальный прогресс, достигнутый в процессе получения образования, оценить его образовательные достижения и дополнить результаты традиционных контрольно-оценочных средств качества образования. 2.2. Основные задачи портфолио: - поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся; - поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения; - развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся; - формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; - учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающегося по ступеням обучения; - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации; - укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со Школой; - активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. 2,3. Функции портфолио: - диагностическая: фиксирует изменения и рост показателей за определенный период времени; - целеполагания: поддерживает образовательные цели; - мотивационная: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов; - содержательная: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ; - развивающая: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу; - рейтинговая: показывает диапазон и уровень навыков и умений. 3. Правила работы с портфолио 3.1. Портфолио предназначено для накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся. 3.2. Период составления и накопления портфолио - с 1-го по 11-й класс. 3.3. Место хранения портфолио - учебное помещение, закрепленное за каждым классом. Обучающемуся и его родителям (законным представителям) обеспечивается свободный доступ к материалам портфолио и предоставляются гарантии сохранности портфолио и отсутствия возможности несанкционированного доступа к материалам портфолио посторонних лиц. 3.4. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом ребенка. 4. Порядок формирования портфолио 4.1. Портфолио оформляет обучающийся в соответствии со структурой, указанной в приложении 1 к настоящему Положению. При необходимости работа учащихся с портфолио сопровождается с помощью взрослых: педагогов, родителей (законных представителей), классных руководителей. 4.2. Комплектование портфолио осуществляется на бумажном носителе в папке-накопителе с прозрачными вкладышами. По желанию обучающийся может дополнительно дублировать портфолио в электронном виде. 4.3. Обучающийся имеет право включать в портфолио свои работы и отзывы на них. Отбор работ и отзывов для портфолио ведется самим обучающимся. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается. 4.4. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования: - систематичность и регулярность ведения портфолио; - достоверность сведений, представленных в портфолио; - аккуратность и эстетичность оформления; - разборчивость при ведении записей; - целостность и эстетическая завершенность представленных материалов; - наглядность. 4.5. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года. 4.6. В конце года обучающийся самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов. 5. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося 5.1. Обучающийся оформляет портфолио в соответствии с принятой в Школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. 5.2. Родители (законные представители) обучающегося помогают детям оформлять портфолио и контролируют его пополнение. 5.3. Классный руководитель: - несет ответственность за организацию формирования портфолио, систематическое пополнение и знакомство родителей (законных представителей) и администрации Школы с его содержанием; - оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; - проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; - осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования и представителями социума в целях пополнения портфолио; - осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; - обеспечивает обучающихся и родителей необходимыми формами, бланками, рекомендациями; - оформляет итоговые документы, табель успеваемости. 5.4. Учителя-предметники и педагоги дополнительного образования: - проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; - предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; - организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области. 5.5. Руководитель методического объединения координирует деятельность педагогов по данному направлению работы. 5.6. Заместитель директора по воспитательной работе информирует педагогов о мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении, городе, регионе, России, участие в которых гарантирует пополнение содержания портфолио обучающихся. 5.7. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе: - организует работу по реализации в практике работы Школы технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; - осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в Школе. 5.8. Директор: разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; - распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; - создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания; - осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы. 6. Анализ и оценка материалов портфолио 6.1. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производятся классным руководителем в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Положению. 6.2. Оценка проводится один раз в полугодие, суммируется по каждому виду деятельности и вносится для каждого обучающегося в сводную ведомость, составленную по форме, указанной в приложении 3 к настоящему Положению. В конце учебного года классный руководитель вносит результаты оценки портфолио обучающихся в сводную ведомость класса, составленную по форме, указанной в приложении 4 к настоящему Положению. 6.3. Оценка как отдельных составляющих портфолио, так и всего в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов. Критерии оценки отдельных составляющих портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы классным руководителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента обучающихся. 6.4. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы: - о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения обучения на следующей ступени образования; - о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно познавательных и учебно-практических задач; - об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции. 6.5. По результатам оценки портфолио может составляться годовой образовательный рейтинг для выявления обучающихся, набравших наибольшее количество баллов в Школе. Условия и меры поощрения на основании общешкольного рейтинга портфолио обучающихся указывает директор в приказе. 7. Учет и использование портфолио 7.1. Результаты оценки портфолио учитываются: - в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся; - при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников; - при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию; - при проведении внутришкольного контроля; - в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности школы (аккредитация, контроль качества образования). 7.2. Материалы портфолио используются для подготовки характеристики образовательных достижений обучающегося по окончании основной ступени обучения или при переводе в другое образовательное учреждение. 7.3. При осуществлении промежуточной и итоговой аттестации по отдельным предметам материалы портфолио служат дополнительным основанием для определения отметки в спорных случаях. Материалы портфолио могут служить основанием только для повышения итоговой отметки; отсутствие в портфолио каких-либо материалов, подтверждающих достижения обучающегося, не может служить основанием для понижения итоговой отметки. 7.4. Отметка по отдельному предмету может быть повышена на один балл при наличии в портфолио обучающегося грамоты за призовое место в конкурсе (олимпиаде, соревновании) по данному предмету регионального либо федерального уровня, полученной в аттестационный период. Решение о повышении отметки по предмету на основании материалов портфолио принимается учителем-предметником и утверждается приказом директора школы. Приложение 1 к Положению о портфолио обучающихся Структура и содержание портфолио обучающегося Портфолио обучающегося состоит из трех разделов: титульный лист, основные разделы и приложения. Наименование раздела Мой портрет Учебная деятельность Что должен содержать раздел 1. Титульный лист Основная информация: Ф. И. О, обучающегося, наименование Школы, класс, Ф. И. О. классного руководителя, контактная информация и фото обучающегося, а по желанию - и родителей, период, за который представлены документы и материалы 2. Основная часть - Личные данные обучающегося; - данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребенка, занесенные им в портфолио самостоятельно на добровольной основе; информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания: результаты анкет, тестов, рекомендации по результатам анкетирования и тестирования; - описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений; - результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению; другие сведения, раскрывающие способности обучающегося Сведения об итогах успеваемости, удачно написанных контрольных работах, результатах тестирования, графики скорости чтения Дополнительное Сведения о занятости в учреждениях дополнительного образование образования: название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты Достижения; Отражение результатов участия: - в олимпиадах; - в предметных олимпиадах, интеллектуальных и - спортивные; творческих конкурсах - как нетелекоммуникационных, так - творческие и дистанционных, проектах различного уровня школьных, муниципальных, областных, всероссийских и др.; - в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования, культурно образовательными фондами и др,; в конкурсах и мероприятиях, организованных муниципальными и региональными органами управления; - в спортивных соревнованиях Работы и - Выборки детских работ по всем учебным предметам, проекты отражающие динамику формирования универсальных учебных действий и динамику развития компетенций обучающегося; - исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т. п.); - проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы; возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте); - техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание, фотографии); - работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках) Общешкольная Формы творческой активности: участие в школьном жизнь театре, в торжественной линейке, оформлении стенгазет, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах) Отзывы и Систематизированные материалы наблюдений пожелания (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя-предметники, классные руководители и другие непосредственные участники образовательного процесса; - характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензий, отзывы, письма и пр.); —анализ самим обучающимся своей деятельности 3. Приложения - Документы, подтверждающие участие обучающегося в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, проектах; - грамоты, похвальные листы за высокие учебные достижения; - сертификаты, похвальные листы по результатам профессиональной деятельности в рамках различных видов практики, участия в социальных проектах; - свидетельства о прохождении курсовой подготовки, подтверждающие готовность обучающегося к реализации разнообразных видов профессиональной деятельности; акты участия в организации общешкольного самоуправления, культурно-досуговых мероприятий, проектов, факультативов; - грамоты, похвальные листы за участие в спортивных соревнованиях, организацию подготовки и проведение спортивных мероприятий на уровне Школы, города и т. п. Портфолио может содержать документацию, самостоятельно разработанную обучающимся Приложение 2 к Положению о портфолио обучающихся Критерии оценки портфолио обучающихся № п/п Ито го Показатели (оценка в баллах) Критерии I. Внутренний контроль 1. Учебная деятельность 1.1 1.2 Средний балл по всем учебным предметам Наличие похвального листа по от 0 до 1,4 0 от 1,5 до 2,4 от 2,5 до 3,4 от 3,5 до 4,4 от 4,5 до 5 0 3 10 20 5 окончании учебного года Сумма баллов по показателю: 2. Дополнительное образование 2.1 Занятия в 1 балл (при наличии соответствующей справки специализирован или документа об окончании обучения) ных образовательных организациях дополнительного образования 2.2 Систематические 1 балл (при наличии соответствующей справки занятия в или документа об окончании обучения) кружках, творческих мастерских, студиях на базе общеобразовател ьной организации 1 балл (при наличии соответствующей справки 2.3 Прохождение или документа об окончании обучения) сертифицирован ных предметных курсов, курсов профориентацио иной направленности Сумма баллов по показателю: 3. Достижения в олимпиадах, конкурсах 3.1 Шко Горо Регио Всероссийс кие н ла д Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальны х конкурсах: 4 8 - победитель 6 10 8 6 4 -призер 2 4 1 2 3 -участник 4 2 3.2 Победитель в 1 3 дистанционных конкурсах: «Русский Междунаро дные 15 10 5 5 3.3 медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Львенок» и т. д. Наличие публикаций в периодических изданиях, за каждую публикацию 1 2 3 4 5 Сумма баллов по показателю: 4. Спортивные достижения Школа 4.1 Наличие призовых мест за участие в спортивных мероприятиях: - победитель - призер - участник 3 2 1 Город 4 3 1 Регион 10 6 4 8 4 2 Сумма баллов по показателю: 5. Творческие достижения 5.1 Наличие авторских творческих работ (или фото с изображением работ): - гуманитарная 5.2 естественнонауч ная - техническая Наличие рецензий и отзывов на работы, за каждую рецензию Всероссийс кие 2 3 Высоки Хорош ИЙ й уровень уровен ь 5 4 4 Средний уровень Низкий уровень 3 2 Сумма баллов по показателю: 6. Участие в проектах и практиках 6.1 Участие в Школа Город Регион 6.2 6.3 мероприятиях (конкурсы, акции, в том числе социальные, праздники и т. д.), за каждое мероприятие Участие в социальных практиках (языковая, трудовая, педагогическая и ДР-) Наличие положительного отзыва с места прохождения практики 1 2 3 2 1 балл за каждый представленный отзыв Сумма баллов по показателю: 7. Участие в общественной жизни школы 7.1 Участие в работе 2 II. Контроль оформления 1 Эстетичность и Оформле Незначительн ые замечания грамотность но оформления качествен но 5 3-4 2 5 Полнота представленных материалов 3 Регулярность 5 пополнения Небрежность, отсутствие старания обучающегося 1-2 Сумма баллов по показателю: Приложение 3 к Положению о портфолио обучающихся Сводная итоговая ведомость по результатам оценки портфолио обучающегося Ф.И.О., учащегося__-го класса № 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 Кол-во баллов по полугодиям Показатели Второе Первое полугодие полугодие I. Внутренний контроль Учебная деятельность 3 Дополнительное образование 1 Достижения в олимпиадах, 4 конкурсах Спортивные достижения 5 Творческие достижения 1 Проекты и практики 2 Участие в общественной 5 жизни школы II. Контроль оформления Эстетичность и грамотность 4 оформления Полнота представленных 3 материалов Регулярность пополнения 5 ИТОГО: 33 Итоговый балл Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных документов, представленных в портфолио обучающегося. Директор Классный руководитель Приложение 4 к Положению о портфолио обучающихся Сводная итоговая ведомость по результатам оценки портфолио обучающихся___-го класса за 20__/20__учебный год Количество баллов по критериям № Ф. И. О Учебная обучающ и/ деятель егося и ность Дополнит ельное образован ие Спорта вные достиж ения Достиж Творче ения в Прое олимпи кты и ские достиж адахи практ ения конкур ики сах Участие в обществ енной жизни школы Эстетич ность и Полнота грамота представл ость енных оформле материале ния в портфол ио Регуляр Ито ность го пополне ния 1 •• Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных документов, представленных в портфолио обучающихся. « .»______________2019 Директор _________ _ _____________________ Классный руководитель __________ ____________________