Положение о портфолио обучающихся

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ «Пролетарская СОШ»
(протокол от « / 5 »
2019 №

)

Положение
о портфолио обучающихся
1. Общие положения
1Л. Настоящее положение о портфолио обучающихся Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Пролетарская СОШ»
(далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от
29Л2.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом
Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования», приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования», приказом Минобрнауки от 17.05.2012 №
413 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования», Приказ Министерства образования
МО от 27.11.2009 N 2499 «Об учете результатов внеучебных достижений
обучающихся», уставом школы.
1.2.
Положение определяет структуру, порядок формирования и
использования портфолио обучающегося в Муниципальном автономном
общеобразовательном учреждении «Пролетарская СОШ» (далее - Школа) и
устанавливает статус портфолио обучающегося как открытого документа,
предназначенного для публичной демонстрации в условиях итоговой (по
окончании ступени) и промежуточной (четверть, год) аттестации
обучающегося, а также в других предусмотренных законодательством
случаях, требующих демонстрации успешности обучающихся.
2. Цели, задачи и функции портфолио
2.1. Цель портфолио - собрать, систематизировать и зафиксировать
результаты
учебной,
творческой,
социальной,
коммуникативной
деятельности обучающегося, проследить его индивидуальный прогресс,
достигнутый в процессе получения образования,
оценить его
образовательные достижения и дополнить результаты традиционных
контрольно-оценочных средств качества образования.
2.2. Основные задачи портфолио:
- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию
обучающихся;
- поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять
возможности обучения и самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности
обучающихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и
организовывать собственную учебную деятельность;
- учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных
действий обучающегося по ступеням обучения;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его
успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать
заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах
развития ребенка и совместной педагогической деятельности со Школой;
- активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную
деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического
прогнозирования.
2,3. Функции портфолио:
- диагностическая: фиксирует изменения и рост показателей за
определенный период времени;
- целеполагания: поддерживает образовательные цели;
- мотивационная: поощряет детей, педагогов и родителей к
взаимодействию в достижении положительных результатов;
- содержательная: максимально раскрывает спектр достижений и
выполняемых работ;
- развивающая: обеспечивает непрерывность процесса развития,
обучения и воспитания от класса к классу;
- рейтинговая: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
3. Правила работы с портфолио
3.1. Портфолио предназначено для накопления и оценки
индивидуальных достижений обучающихся.
3.2. Период составления и накопления портфолио - с 1-го по 11-й
класс.
3.3. Место хранения портфолио - учебное помещение, закрепленное за
каждым
классом. Обучающемуся и
его
родителям
(законным
представителям) обеспечивается свободный доступ к материалам портфолио
и предоставляются гарантии сохранности портфолио и отсутствия
возможности несанкционированного доступа к материалам портфолио
посторонних лиц.
3.4. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение
портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с
личным делом ребенка.
4. Порядок формирования портфолио
4.1.
Портфолио оформляет обучающийся в соответствии со структурой,
указанной в приложении 1 к настоящему Положению. При необходимости

работа учащихся с портфолио сопровождается с помощью взрослых:
педагогов, родителей (законных представителей), классных руководителей.
4.2. Комплектование портфолио осуществляется на бумажном носителе
в папке-накопителе с прозрачными вкладышами. По желанию обучающийся
может дополнительно дублировать портфолио в электронном виде.
4.3. Обучающийся имеет право включать в портфолио свои работы и
отзывы на них. Отбор работ и отзывов для портфолио ведется самим
обучающимся. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия
обучающегося не допускается.
4.4. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие
требования:
- систематичность и регулярность ведения портфолио;
- достоверность сведений, представленных в портфолио;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- разборчивость при ведении записей;
- целостность и эстетическая завершенность представленных
материалов;
- наглядность.
4.5. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все
необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.
4.6. В конце года обучающийся самостоятельно проводит анализ
личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы
действий с учетом имеющихся результатов.
5. Функциональные обязанности участников образовательного процесса
при ведении портфолио обучающегося
5.1. Обучающийся оформляет портфолио в соответствии с принятой в
Школе структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и
систематически.
5.2. Родители (законные представители) обучающегося помогают
детям оформлять портфолио и контролируют его пополнение.
5.3. Классный руководитель:
- несет ответственность за организацию формирования портфолио,
систематическое пополнение и знакомство родителей (законных
представителей) и администрации Школы с его содержанием;
- оказывает помощь обучающимся в процессе формирования
портфолио;
- проводит информационную, консультативную, диагностическую
работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями;
- осуществляет посредническую функцию между обучающимися и
учителями, педагогами дополнительного образования и представителями
социума в целях пополнения портфолио;
- осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио;

- обеспечивает обучающихся и родителей необходимыми формами,
бланками, рекомендациями;
- оформляет итоговые документы, табель успеваемости.
5.4.
Учителя-предметники
и
педагоги
дополнительного
образования:
- проводят информационную работу с обучающимися и их родителями
по формированию портфолио;
- предоставляют обучающимся места деятельности для накопления
материалов портфолио;
- организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по
предмету или образовательной области.
5.5. Руководитель методического объединения координирует
деятельность педагогов по данному направлению работы.
5.6. Заместитель директора по воспитательной работе информирует
педагогов о мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении,
городе, регионе, России, участие в которых гарантирует пополнение
содержания портфолио обучающихся.
5.7. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- организует работу по реализации в практике работы Школы
технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных
образовательных достижений обучающихся;
- осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива
по реализации технологии портфолио в Школе.
5.8. Директор:
разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу,
обеспечивающую ведение портфолио;
- распределяет обязанности участников образовательного процесса по
данному направлению деятельности;
- создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе
оценивания;
- осуществляет общее руководство деятельностью педагогического
коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы школы.
6. Анализ и оценка материалов портфолио
6.1. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производятся
классным руководителем в соответствии с критериями, указанными в
приложении 2 к настоящему Положению.
6.2. Оценка проводится один раз в полугодие, суммируется по каждому
виду деятельности и вносится для каждого обучающегося в сводную
ведомость, составленную по форме, указанной в приложении 3 к настоящему
Положению.
В конце учебного года классный руководитель вносит результаты
оценки портфолио обучающихся в сводную ведомость класса, составленную
по форме, указанной в приложении 4 к настоящему Положению.

6.3. Оценка как отдельных составляющих портфолио, так и всего в
целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к
построению измерителей и представлению результатов.
Критерии оценки отдельных составляющих портфолио могут
полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы
классным руководителем применительно к особенностям образовательной
программы и контингента обучающихся.
6.4. По результатам накопленной оценки, которая формируется на
основе материалов портфолио, делаются выводы:
- о сформированности у обучающегося универсальных и предметных
способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему
возможность продолжения обучения на следующей ступени образования;
- о сформированности основ умения учиться, понимаемой как
способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно­
познавательных и учебно-практических задач;
- об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности:
мотивационно-смысловой,
познавательной,
эмоциональной,
волевой,
саморегуляции.
6.5. По результатам оценки портфолио может составляться годовой
образовательный рейтинг для выявления обучающихся, набравших
наибольшее количество баллов в Школе. Условия и меры поощрения на
основании общешкольного рейтинга портфолио обучающихся указывает
директор в приказе.
7. Учет и использование портфолио
7.1. Результаты оценки портфолио учитываются:
- в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся;
- при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда
педагогических работников;
- при прохождении аттестации педагогических и руководящих
работников на квалификационную категорию;
- при проведении внутришкольного контроля;
- в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности школы
(аккредитация, контроль качества образования).
7.2.
Материалы
портфолио
используются
для
подготовки
характеристики образовательных достижений обучающегося по окончании
основной ступени обучения или при переводе в другое образовательное
учреждение.
7.3. При осуществлении промежуточной и итоговой аттестации по
отдельным предметам материалы портфолио служат дополнительным
основанием для определения отметки в спорных случаях. Материалы
портфолио могут служить основанием только для повышения итоговой
отметки; отсутствие в портфолио каких-либо материалов, подтверждающих

достижения обучающегося, не может служить основанием для понижения
итоговой отметки.
7.4.
Отметка по отдельному предмету может быть повышена на один
балл при наличии в портфолио обучающегося грамоты за призовое место в
конкурсе (олимпиаде, соревновании) по данному предмету регионального
либо федерального уровня, полученной в аттестационный период.
Решение о повышении отметки по предмету на основании материалов
портфолио принимается учителем-предметником и утверждается приказом
директора школы.
Приложение 1
к Положению о портфолио обучающихся
Структура и содержание портфолио обучающегося
Портфолио обучающегося состоит из трех разделов: титульный лист,
основные разделы и приложения.
Наименование
раздела

Мой портрет

Учебная
деятельность

Что должен содержать раздел
1. Титульный лист
Основная информация: Ф. И. О, обучающегося,
наименование Школы, класс, Ф. И. О. классного
руководителя, контактная информация и фото
обучающегося, а по желанию - и родителей, период, за
который представлены документы и материалы
2. Основная часть
- Личные данные обучающегося;
- данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребенка,
занесенные им в портфолио самостоятельно на
добровольной основе;
информация,
помогающая
обучающемуся
проанализировать свой характер, способности, узнать
способы
саморазвития,
самосовершенствования,
самопознания: результаты анкет, тестов, рекомендации по
результатам анкетирования и тестирования;
- описание целей, поставленных обучающимся на
определенный период, анализ их достижений;
- результаты проведенной работы по профессиональному
и личностному самоопределению;
другие
сведения,
раскрывающие
способности
обучающегося
Сведения об итогах успеваемости, удачно написанных
контрольных работах, результатах тестирования, графики

скорости чтения
Дополнительное Сведения о занятости в учреждениях дополнительного
образование
образования: название учреждения или организации,
продолжительность занятий и их результаты
Достижения;
Отражение результатов участия:
- в олимпиадах; - в предметных олимпиадах, интеллектуальных и
- спортивные;
творческих конкурсах - как нетелекоммуникационных, так
- творческие
и дистанционных, проектах различного уровня школьных, муниципальных, областных, всероссийских и
др.;
- в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями
дополнительного
образования,
культурно­
образовательными фондами и др,;
в конкурсах и мероприятиях, организованных
муниципальными и региональными органами управления;
- в спортивных соревнованиях
Работы и
- Выборки детских работ по всем учебным предметам,
проекты
отражающие динамику формирования универсальных
учебных действий и динамику развития компетенций
обучающегося;
- исследовательские работы и рефераты (указываются
изученные материалы, название реферата, количество
страниц, иллюстраций и т. п.);
- проектные работы (указывается тема проекта, дается
описание работы; возможно приложение в виде
фотографий, текста работы в печатном или электронном
варианте);
- техническое творчество: модели, макеты, приборы
(указывается конкретная работа, дается ее краткое
описание, фотографии);
- работы по искусству (дается перечень работ,
фиксируется участие в выставках)
Общешкольная Формы творческой активности: участие в школьном
жизнь
театре, в торжественной линейке, оформлении стенгазет,
оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных
занятий, участие в гастролях и концертах)
Отзывы и
Систематизированные
материалы
наблюдений
пожелания
(оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.)
за процессом овладения универсальными учебными
действиями,
которые
ведут
учителя-предметники,
классные руководители и другие непосредственные
участники образовательного процесса;
- характеристики отношения обучающегося к различным
видам
деятельности,
представленные
учителями,

родителями, педагогами дополнительного образования,
одноклассниками,
представителями
общественности
(тексты заключений, рецензий, отзывы, письма и пр.);
—анализ самим обучающимся своей деятельности
3. Приложения
- Документы, подтверждающие участие обучающегося в
предметных
олимпиадах,
научно-практических
конференциях, конкурсах, проектах;
- грамоты, похвальные листы за высокие учебные
достижения;
- сертификаты, похвальные листы по результатам
профессиональной деятельности в рамках различных
видов практики, участия в социальных проектах;
- свидетельства о прохождении курсовой подготовки,
подтверждающие готовность обучающегося к реализации
разнообразных видов профессиональной деятельности;
акты участия в организации общешкольного
самоуправления,
культурно-досуговых
мероприятий,
проектов, факультативов;
- грамоты, похвальные листы за участие в спортивных
соревнованиях, организацию подготовки и проведение
спортивных мероприятий на уровне Школы, города и т. п.
Портфолио
может
содержать
документацию,
самостоятельно разработанную обучающимся

Приложение 2
к Положению о портфолио обучающихся
Критерии оценки портфолио обучающихся
№
п/п

Ито
го

Показатели (оценка в баллах)

Критерии

I. Внутренний контроль
1. Учебная деятельность

1.1

1.2

Средний балл по
всем учебным
предметам
Наличие
похвального
листа по

от 0
до
1,4
0

от 1,5
до 2,4

от 2,5
до 3,4

от 3,5
до 4,4

от 4,5 до 5

0

3

10

20

5

окончании
учебного года
Сумма баллов по показателю:
2. Дополнительное образование
2.1
Занятия в
1 балл (при наличии соответствующей справки
специализирован
или документа об окончании обучения)
ных
образовательных
организациях
дополнительного
образования
2.2
Систематические 1 балл (при наличии соответствующей справки
занятия в
или документа об окончании обучения)
кружках,
творческих
мастерских,
студиях на базе
общеобразовател
ьной
организации
1 балл (при наличии соответствующей справки
2.3 Прохождение
или документа об окончании обучения)
сертифицирован
ных предметных
курсов, курсов
профориентацио
иной
направленности
Сумма баллов по показателю:
3. Достижения в олимпиадах, конкурсах
3.1
Шко Горо Регио Всероссийс
кие
н
ла
д
Участие в
предметных
олимпиадах,
интеллектуальны
х конкурсах:
4
8
- победитель
6
10
8
6
4
-призер
2
4
1
2
3
-участник
4
2
3.2 Победитель в
1
3
дистанционных
конкурсах:
«Русский

Междунаро
дные

15
10
5
5

3.3

медвежонок»,
«Кенгуру»,
«КИТ»,
«Львенок» и т. д.
Наличие
публикаций в
периодических
изданиях, за
каждую
публикацию

1

2

3

4

5

Сумма баллов по показателю:
4. Спортивные достижения
Школа
4.1

Наличие
призовых мест за
участие в
спортивных
мероприятиях:
- победитель
- призер
- участник

3
2
1

Город

4
3
1

Регион

10
6
4
8
4
2
Сумма баллов по показателю:

5. Творческие достижения
5.1
Наличие
авторских
творческих работ
(или фото с
изображением
работ):
- гуманитарная

5.2

естественнонауч
ная
- техническая
Наличие
рецензий и
отзывов на
работы, за
каждую
рецензию

Всероссийс
кие

2
3

Высоки Хорош
ИЙ
й
уровень уровен
ь
5
4

4
Средний
уровень

Низкий
уровень

3

2

Сумма баллов по показателю:
6. Участие в проектах и практиках
6.1
Участие в
Школа

Город

Регион

6.2

6.3

мероприятиях
(конкурсы,
акции, в том
числе
социальные,
праздники и
т. д.), за каждое
мероприятие
Участие в
социальных
практиках
(языковая,
трудовая,
педагогическая и
ДР-)
Наличие
положительного
отзыва с места
прохождения
практики

1

2

3

2

1 балл за каждый представленный отзыв

Сумма баллов по показателю:
7. Участие в общественной жизни школы
7.1
Участие в работе 2
II. Контроль оформления
1
Эстетичность и
Оформле Незначительн
ые замечания
грамотность
но
оформления
качествен
но
5
3-4
2
5
Полнота
представленных
материалов
3
Регулярность
5
пополнения

Небрежность,
отсутствие
старания
обучающегося
1-2

Сумма баллов по показателю:

Приложение 3
к Положению о портфолио обучающихся

Сводная итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио обучающегося
Ф.И.О., учащегося__-го класса

№

1
2
3
4
5
6
7

1
2
3

Кол-во баллов по
полугодиям
Показатели
Второе
Первое
полугодие полугодие
I. Внутренний контроль
Учебная деятельность
3
Дополнительное образование
1
Достижения в олимпиадах,
4
конкурсах
Спортивные достижения
5
Творческие достижения
1
Проекты и практики
2
Участие в общественной
5
жизни школы
II. Контроль оформления
Эстетичность и грамотность
4
оформления
Полнота представленных
3
материалов
Регулярность пополнения
5
ИТОГО:
33

Итоговый
балл

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий
официальных документов, представленных в портфолио обучающегося.
Директор
Классный руководитель

Приложение 4
к Положению о портфолио обучающихся
Сводная итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио обучающихся___-го класса
за 20__/20__учебный год
Количество баллов по критериям
№

Ф. И. О
Учебная
обучающ
и/
деятель
егося
и
ность

Дополнит
ельное
образован
ие

Спорта
вные
достиж
ения

Достиж
Творче ения в Прое
олимпи кты и
ские
достиж адахи практ
ения
конкур
ики
сах

Участие
в
обществ
енной
жизни
школы

Эстетич
ность и
Полнота
грамота
представл
ость
енных
оформле
материале
ния
в
портфол
ио

Регуляр
Ито
ность
го
пополне
ния

1
••

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий официальных документов, представленных в
портфолио обучающихся.
« .»______________2019
Директор

_________ _

_____________________

Классный руководитель

__________

____________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».