Муниципальноеавтономноеобщеобразовательноеучреждение
«Пролетарская средняяобщеобразовательнаяшкола»
ПРИНЯТО
педагогическимсоветом
МАОУ«Пролетарская СОШ»
Протокол№ 1 от27.08.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
И.о.директораМАОУ«Пролетарская
СОШ»
Глазунова Н.Р.
Приказ№118 от26.08.2024
Положение
обадаптацииобучающихсяиностранныхграждан
вМАОУ«Пролетарская СОШ»
Общиеположения
1.
1.1. Настоящее Положение об адаптацииобучающихся иностранных граждан (далее –
Положение)определяетсодержание,порядокорганизацииимеханизморганизацииязыковойисоци
окультурнойадаптациидетейиностранныхгражданвМуниципальномавтономномобщеобразоват
ельномучреждении«Пролетарская
средняяобщеобразовательнаяшкола»(далееМАОУ«Пролетарская СОШ»).
1.2. Настоящее
Положение
разработано
в
соответствии
с
Конституцией
РоссийскойФедерации, Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в
РоссийскойФедерации»(далее–№273-ФЗ),Федеральнымзаконом№115ФЗот25.07.2002г.«ОправовомположениииностранныхгражданвРоссийскойФедерации»,наосно
ванииПисьмаМинпросвещенияРоссииот16.08.2021№НН202/07«Онаправленииметодическихрекомендаций»;Федеральногозаконаот06.03.2006г.№35ФЗ«Опротиводействиитерроризму»(далее – № 35-ФЗ); «Комплексного плана противодействия
идеологии
терроризма
в
РоссийскойФедерациина2024-
2028годы»,утверждѐнногоПрезидентомРФ30.12.2023«Пр-2610.
1.3. Целью Положения является определение общеобязательных норм (правил) в
частиобеспеченияорганизацииработыпоязыковойисоциокультурнойадаптациидетейиностранн
ыхграждан.
1.4. Настоящееположение разработановоисполнение:
- № 273-ФЗ ст.28 ч.6 п.2: «Образовательная организация обязана осуществлять
своюдеятельностьвсоответствиисзаконодательствомобобразовании,втомчисле:создаватьбезопа
сныеусловияобучения,втомчислеприпроведениипрактическойподготовкиобучающихся,
а
также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода заобучающимися, их
содержания
в
соответствии
с
установленными
нормами,
обеспечивающимижизньиздоровьеобучающихся, работниковобразовательнойорганизации»;
- №273-ФЗст.41ч.1п.8:«Охраназдоровьяобучающихсявключаетвсебяобеспечение
безопасностиобучающихсявовремяпребыванияворганизации,осуществляющейобразовательну
юдеятельность»;
- №
35-ФЗ
ст.
2:
«Противодействие
терроризму
в
Российской
Федерации
основываетсяна следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и
свобод
человека
игражданина;приоритетзащитыправизаконныхинтересовлиц,подвергающихсятеррористическо
йопасности;системностьикомплексноеиспользованиеполитических,информационнопропагандистских,социальноэкономических,правовых,специальныхииныхмерпротиводействиятерроризму;приоритетмерпр
едупреждениятерроризма;минимизацияи(или)ликвидацияпоследствийпроявленийтерроризма
…»;
-
№
35-ФЗ
ст.3
ч.4:
«Противодействие
терроризму
–деятельность
органов
государственнойвласти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного
самоуправления,
а
такжефизическихиюридическихлицпредупреждениютерроризма,втомчислеповыявлениюипоследу
ющему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов
(профилактика
терроризма);
выявлению,
предупреждению,
пресечению,
раскрытию
ирасследованиютеррористическогоакта(борьбастерроризмом);минимизациии(или)ликвидациипос
ледствийпроявленийтерроризма»;
- «КомплексногопланапротиводействияидеологиитерроризмавРоссийскойФедерациин
а2-242028годы»п.2.4:«Вцеляхформированияантитеррористическогомировоззренияудетейтрудовыхм
игрантовврамкахвоспитательнойработывобщеобразовательных организациях обеспечивать их
адаптацию в школьных коллективах, атакже профилактический охват во внеурочное время для
привития традиционных российскихдуховно-нравственныхценностей».
2.
Принципы
и
направления
деятельности
педагогических
работников,осуществляющихязыковуюисоциокультурнуюадаптациюобучающихсяино
странных
граждан
2.1.ДеятельностьМАОУ«Пролетарская
СОШ»поязыковойисоциокультурнойадаптацииобучающихсяиностранныхгражданвобщеобраз
овательнойорганизациибазируетсянаследующихпринципах:
- принципвключенияребенкаиностранныхгражданвобщийпотокспомощьюспециальныхп
едагогическихприемов,учитывающихегоособыеобразовательныепотребности;
- принцип права на отличия (предполагает принятие культурной «инаковости»
детейиностранныхгражданиподдержкуеепроявления вобразовательнойсреде);
- принцип трансляции культуры через коммуникацию (эффективная культурная
адаптацияосуществляетсяисключительночерезнепосредственноеобщениесносителямикультуры);
- принципинтеграциичерезсотрудничество(включениевколлективнуюдеятельностьсобщ
имицелямиизадачами);
- принципбилингвизма(роднойязыкявляетсянепреградой,аресурсом,какдляосвоениярусск
огоязыка,такидляпсихологическогоблагополучияребенкаиностранныхграждан);
- принципресурсностикультурныхразличий(национальнокультурнаяспецификаребенкаиностранныхгражданявляетсянебарьером,аресурсомеговключени
явобразовательнуюсреду);
- принципактивногопартнерствасродителямиидругимиродственникамиребенкаиностр
анныхгражданвобластиегоязыковойисоциокультурнойадаптации;
- принципнедопустимостилюбойформыдискриминацииребенкаиностранныхгражд
ан вобразовательнойсреде;
- принциправенства языкови
культур(утверждаетнедопустимостьвыстраиванияиерархии языковикультур);
- принципсистемностиворганизацииработыМАОУ«Пролетарская
СОШ»поязыковойисоциокультурнойадаптацииобучающихсяиностранныхграждан(отдельныеме
роприятия,втомчислекультурнопросветительскогохарактера,непозволяютдостичьустойчивогорезультата).
2.4.ВыделяютсяследующиенаправлениядеятельностиМАОУ«Пролетарская
СОШ»поязыковой исоциокультурной адаптацииобучающихсяиностранныхграждан:
- работаспедагогическимколлективом;
- работас ученическимсообществом;
- работасродительскимсообществом
3. Организационнаядеятельностьпоадаптацииобучающихсяиностранныхграждан
3.1. Администрация
МАОУ«Пролетарская
СОШ»
обеспечивает
информационно-
методическоесопровождениепедагогов,работающихсдетьмииностранныхграждан,вчастности:
-
созданиеусловийдляпрофессиональногоразвитияучителейпопроблемамформирован
ияиразвитияязыковой,речевойикоммуникативнойкомпетенцийнаурокахрусскогоязыка,литерат
уры,вовнеурочнойдеятельности,повопросампреподаванияфонетики,лексики,грамматикивуслов
ияхполиэтническогоклассачерезсеминары-практикумы,групповыеконсультации,мастерклассы,участиевконкурсах,публикации,участиеввебинарах;
-
осуществлениеконсультированияпедагогов-
предметниковповопросусопровожденияиобучениядетейиностранныхграждан,применениядиаг
ностическогоинструментариядляопределенияуровнявладениярусскимязыкомдетейуказаннойка
тегории, реализации программ дополнительных занятий по обучению русскому языку
черезиндивидуальныеигрупповыеконсультации, мастер-классы;
-
расширениеинформационно-
методическогоресурсадляучителей,обучающихобучающихсяиностранныхгражданидетейинофоноврусскомуязыку,черезобновление
содержанияметодических материалов,актуальных публикаций;
издание локальных нормативных актов: приказ об организации деятельности
-
покультурно-языковой, психологической адаптации обучающихся иностранных граждан;
приказо внесении изменений в должностные инструкции педагогических работников; о
дневникесопровождения обучающихся.
3.2. Работа в МАОУ«Пролетарская СОШ»по адаптации обучающихся иностранных
гражданможетосуществлятьсявследующихформах:
организация индивидуальных и групповых занятий по изучению русского языка
-
какнеродноговрамкахвнеурочнойдеятельности;
ведение
-
дневников
наблюдения,
в
которых
отражаются
индивидуальные
маршрутыработысобучающимся, мониторингэффективностиданнойработы;
разработка
-
программы
внеурочной
деятельности
и
дополнительного
образования,направленныенаформированиесоциальногоопытаобучающихся,принятиенормобр
азовательной среды, воспитание эмоционально положительного ощущения обучающимся
вмикро-имакросреде;
-
организациямероприятийдляродителей(законныхпредставителей);
-
проведениесистематическихмероприятийдляобучающихся,направленныхнасоциаль
нуюадаптацию(акции,конкурсырисунков,фестивали,урокитолерантности),участникамикоторы
хявляютсяобучающиесяМАОУ«Пролетарская СОШ»,втомчиследетииностранныхграждан).
3.2.1. Формыисодержаниедеятельностиобщеобразовательныхорганизациймогутварьир
оваться.
4. Индивидуализация
образовательного
маршрута
в
соответствии
сособымиобразовательнымипотребностямидетейиностранныхграждан
4.1. Психолого-педагогическийконсилиум.
Основныммеханизмомвыработкииреализациииндивидуальнойстратегиисопров
4.1.1.
ожденияобучающихсяиностранныхгражданявляетсяпсихолого-педагогическийконсилиум
(далее
–
консилиум),
одна
из
задач
которого
состоит
в
выявлении
трудностей
восвоенииобразовательныхпрограмм,особенностейвразвитии,социальнойадаптациииповедени
и
обучающихся
для
последующего
принятия
решений
поорганизации
психолого-
педагогическогосопровождения.
4.1.2.
Состав консилиума сохраняется, как при работе с детьми других категорий,
ноприэтомсоздаетсяэкспертнаягруппа,вкоторуювключаетсяучитель(педагог),осуществляющий
диагностику уровня владения русским языком детей иностранных граждан,который в
дальнейшем будет осуществлять работу по языковой адаптации обучающегося, атакжеучителяпредметники,определяющиеуровеньготовностиобученияребѐнкаиностранных
гражданвконкретномклассе.
4.1.2.1. Уровеньвладениярусскимязыкомоцениваетсяповсемвидамречевойдеятельност
и (индикаторам): говорение,чтение, аудирование,письмо.
4.1.2.2. Длядетей69летпроводитсясобеседование,анетестирование,входекоторогоопределяютсяуровеньвладенияр
усскимязыкоминаличиеминимальныхпредметныхзнаний, соответствующихвозрастуребѐнка.
4.1.2.3. Тестированиедолжныпроводитьквалифицированныепедагоги,владеющиеметод
икой
обучения
русскому
языку
какиностранному.
Тогда
по
итогам
тестирования
онисмогутсоставитькомпетентноезаключениесрекомендациямиподальнейшейиндивидуальной
траекторииобученияребѐнка.Приоценкеуровняязыковойадаптацииследует учитывать, что в
большинстве
семей
иностранных
граждан
доминирующим
языкомобщенияявляется
ихроднойязык,либоониспользуетсянаравне срусскимязыком.
4.1.2.4. Сформированностьречевыхуменийинавыковопределяетсядифференцированно
по
каждому
виду
речевой
деятельности.
Подобный
дифференцированныйподходпозволяетнаиболееточнооценитьвозможностиребѐнкаиспрогнози
роватьегодальнейший образовательныймаршрут.
4.1.2.5. Оценкапредметныхкомпетенцийможетбытьполностьюосуществленаучителями
-предметниками
только
при
условии
достаточного
владения
русским
языком.
Принедостаточном владении русским языком акцент желательно сделать на оценке
обучаемостиребѐнка,которую проводит педагог-психолог.
4.1.3.
Данный
Припервичномобследованиипринимаетсяколлегиальноерешениеконсилиума.
этап
предполагает
общий
анализ
особых
образовательных
потребностейдетейиностранныхграждан,выявлениедетей,нуждающихсявадреснойподдержке,и
выработкуобщей стратегии индивидуальногосопровождениякаждоготакогообучающегося.
4.1.4.
Входеконсилиумапроводитсяобсуждениеобразовательныхпотребностейкаждог
оребѐнка.
4.1.5.
Поитогамконсилиумасоставляетсясписокобучающихсяиностранныхграждан,ну
ждающихсявиндивидуальномсопровождении,иразрабатываетсяиндивидуальный
план
для
каждого обучающегося. По итогам заседания консилиума даетсярекомендация администрации
школы
по
зачислению
ребенка
–
иностранного
гражданина
позачислениюеговкласссоответственно возрастуилинагод младше.
4.1.6.
ВзависимостиотколичествадетейиностранныхгражданвМАОУ«Пролетарская
СОШ»,можетпроводитьсядополнительноезаседаниеконсилиума.
4.1.7.
Напоследующихэтапахпроведенияконсилиумаучителя-
предметникиосуществляюткраткийанализсформированностипредметныхкомпетенций,классны
йруководительисоциальныйпедагогсобираютобщуюинформациюосемейнойситуациии
истории развития, анализируют общение ребѐнка с одноклассниками и педагогами,
выделяюткоммуникативные ситуации, в которых возникали сложности. Педагог- психолог,
учительдефектологпроводятпсихологическуюдиагностикуэмоциональногосостоянияличностиребѐнка,
определяетуровеньегоадаптациии общуюоценкусоциальныхнавыковребѐнка.
4.1.8.
Второе заседание консилиума предназначено для анализа текущей работы
ивнесения необходимых корректировок в индивидуальный план. Его рекомендуется
проводитьнепозднеетрѐхмесяцевпослепервого.
4.1.9.
Итоговый консилиум проводится в конце учебного года и предполагает
анализпроделаннойработыиоценкуеѐэффективности.
4.1.10. Подготовкаковторомуитретьемуконсилиумампредполагаетмониторингязыково
й
и
социокультурной
адаптации
детей
иностранных
граждан,
включающий
оценкуудовлетворенности особыхобразовательныхпотребностей.
4.2. Индивидуальныйучебныйплан
4.2.1.
Дляобеспеченияосвоенияобразовательнойпрограммынаосновеиндивидуализаци
иеесодержаниясучетомобразовательныхпотребностейобучающихсяиностранных
гражданразрабатываетсяиндивидуальныйучебныйплан(далее –ИУП).
4.2.2.
ИУП может предусматривать увеличение учебных часов на изучение
русскогоязыка, а также отдельных предметов обязательной части образовательной программы.
Приэтомвозможновведениеспециальноразработанныхучебныхпредметов(курсов),обеспечиваю
щихинтересыипотребностиобучающихся,втомчислеэтнокультурные(сучѐтомвозможностейорг
анизации).
4.2.3.
ИУП предусматривает организацию внеурочной деятельности, ориентированную
наобеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. На этом основании в ИУП
могутвключаться
еженедельные
мероприятия,
направленные
на
социализацию
детей
иностранныхграждан,стимулирующиеихобщениесрусскоязычнымисверстниками.
4.2.4.
ИУПобучающихсяиностранныхгражданможетвключать:
-
дополнительныезанятияпорусскомуязыку;
-
дополнительныезаданияпоосновнымпредметам;
-
коррекционно-развивающиезанятия.
4.2.5.
Для успешного преодоления
учебных трудностей
обучающегосяможноиспользоватьследующиедействия:
-
предоставлениедополнительноговременидлявыполнениятестовыхзаданий,уменьшен
иеихколичества,упрощениесодержания;
-
временное
использование
персональных
инклюзивных
критериев
оценки,оценивающихиндивидуальныйпрогрессребѐнкаиегособственныеусилия,нап
ример,
использованиетрехуровневойсистемыоценкидинамикиусвоенияпредмета:
а) ребѐнок усваивает предмет медленнее, чем в предшествующий диапазон
оценивания;б)ребѐнокусваиваетпредметвтомжетемпе;в)ребѐнокусваиваетпредметбыстр
ее.
Дляоблегченияорганизацииразноуровневогообученияобучающихсяиностранны
4.2.6.
хграждануспешноприменяетсятехнологиянаставничества.Рольнаставникаконкретногоученика
могутвзять
на
себя
происхождения,
одноклассники,
что
и
имеющие
ребѐнок,
отношение
испытывающий
к
тому
трудности
жеэтносу/стране
в
обучении.
Такжеданнуюфункциюмогутвыполнятьобучающиеся,старшиеповозрасту,чтоспособствуетболе
ебыстромувключениювновьприбывшегоребѐнкавсоциокультурноепространствоРоссии.Вместе
стемнеобходимовчастиорганизациинаставничествасосторонысверстниковиобучающихсястарш
ихклассовучитыватьриски,инедопускатьстатусно-иерархическихсубкультур
по
отношениюкконкретномуобучающемуся.
4.2.7.
и
Дополнительнаяязыковаяподготовкаобучающихсяиностранныхгражданвобласт
русского
языка
по
методике
«русский
как
иностранный»
направлена
на
формированиеязыковыхкомпетенций,необходимыхдляосвоенияобразовательныхпрограмм.Всо
ответствиисдействующимпрофессиональнымстандартомпедагогдолженуметьиспользоватьиап
робироватьспециальныеподходыкобучениювцеляхвключениявобразовательный процесс всех
обучающихся, в том числе тех, для которых русский язык неявляется родным. Основным из
таких
специальных
подходов
является
методика
преподаваниярусскогоязыкакакиностранного,овладениекоторойвусловияхсовременнойсоциок
ультурной среды важно не только для преподавателей русского языка и литературы, нои
дляпедагогов-предметников,учителей начальнойшколы.
4.2.8.
Подходамикорганизацииобученияобучающихсяиностранныхгражданрусскомуя
зыкумогут являться:
- интенсивноеобучениеязыкувтечениегодавотдельнойгруппе,новтойжеобразовательной
организации,послечегодетивключаютсявобщеобразовательныйпроцесснаобщихоснованияхсо
сверстниками;
- сочетаниезанятийвобычномклассесдополнительнымизанятиямипорусскомуязыкуивоз
можностьюорганизацииобученияпоиндивидуальномуплану,сиспользованиемспециализированных
учебныхпособийиучебно-методическихкомплексовнаобычныхуроках;
- полное
погружение
детей
иностранных
граждан
в
новую
языковую
и
культурнуюсредусвозможностьюполучения периодическихконсультаций.
4.3.
4.3.1.
Работаспедагогическимколлективом
Межкультурнаякомпетентность–
важнейшаяпрофессиональнаяхарактеристика,обеспечивающаяуспешнуюпрофессиональнуюде
ятельностьпедагогапо
языковойисоциокультурнойадаптацииобучающихсяиностранных граждан.
4.3.2.
Первая составляющая межкультурной компетентности является универсальной
иотноситсяковсемсферампрофессиональнойдеятельности.Онасостоитизчетырѐхкомпонентов:
- Межкультурнаястабильность.Характеристикапедагога,обеспечивающаяустойчивость
кстрессовымситуацияммежкультурногообщения.Этосочетаниеуменияуправлятьсвоимэмоцион
альнымсостояниемиконструктивногоотношениякуспехаминеудачам,втомчислевработесдетьми
.
- Межкультурный интерес. Желание общаться с людьми из других культур, интерес
ккультуреикультурнымразличиям.Стремлениеактивновключатьсявмежкультурноевзаимодейст
вие.
- Отсутствиеэтноцентризма.Установканауважениеипринятиекультурногоразнообразия
.Отношениеккультурнымразличиямкаккмножествувариантовприотсутствии
превосходстватойилиинойкультуры.
- Управлениемежкультурнымвзаимодействием.Владениеширокимспектромкоммуника
тивныхнавыков,важныхпримежкультурномобщении,обеспечивающихподстройкупод
собеседникаиздругойкультурыипозволяющихдоговориться сним.
4.3.3. Повышениеквалификациипедагогов,работающихстакимиобучающимися,можетв
естисьпо несколькимосновнымнаправлениям:
-
подготовкапометодикепреподаваниярусскогоязыкакакиностранного;
-
освоениепринциповитехнологийинклюзивногообразования;
-
повышениемежкультурнойкомпетентностипедагоговобразовательнойорганизации.
5. Организационно-методическая деятельность педагогов по языковой
исоциокультурнойадаптацииобучающихсяиностранныхграждан
5.1. Психолого-педагогическая
поддержка
и
социально-педагогическое
сопровождениеосвоениякультурныхправилинорм,необходимыхдляуспешноговключениявобра
зовательноепространствоМАОУ«Пролетарская СОШ».
5.1.1. Освоение
культурных
правил
и
норм
реализуется
через
правильную
организациюповседневногомежкультурноговзаимодействия.Этопостроениеобразовательнойде
ятельности, обеспечивающей реальное позитивное взаимодействие между детьми из
разныхкультур,междудетьмииностранныхгражданипредставителямипринимающегообщества.
5.1.2. Сточкизренияоптимизациисоциокультурнойиязыковойадаптацииобучающихсяино
странныхграждантакжецелесообразнорасширитьвозможностиихобщения
с
ровесниками.
Важно вовлекать ребѐнка в систему дополнительного образования(посещениекружков,
секций)ивнеурочную деятельность.
5.1.3. Освоениекультурныхправилинормболееуспешно,еслидетииностранныхграждан
включены
в
активную
проектную
деятельность,
а
также
в
любыевиды
творческойдеятельности, позволяющие выявить их таланты и раскрыть их возможности:
общешкольныйденьпроектов,деньсамоуправления,театр,ансамбль,кружки,выставки,школавож
атых,школаволонтѐров,подготовкапраздников,экскурсии,поездкиит.д.
Такаядеятельностьспособствуетповышению ихстатусавсредесверстников.
5.1.4. Учебнаяивоспитательнаяработапоразъяснениюнормповедения,этикетаобщения
проводится педагогами не только с детьми иностранных граждан, но и в целом
смногонациональнымикласснымиколлективамиврамкахобщихвидовучебнойивнеучебнойработ
ы,внеурочнойдеятельности:тематические«этикетные»уроки,классныечасы,диспутыииное.
6. РаботасученическимсообществомМАОУ«Пролетарская СОШ»
6.1. Формирование инклюзивной по отношению к обучающимся иностранных
граждансреды МАОУ«Пролетарская СОШ», включая меры по недопущению дискриминации
со
стороны
всехучастниковобразовательныхотношений,требуетвовлечениявэтудеятельностьвсехобучающ
ихся.Приэтоммероприятиякультурнопросветительскогохарактера(фестиваликультуриподобное)нерешают
даннуюзадачувполноймере.
6.2. Эффективнойтехнологией,позволяющейрешитьданнуюзадачу,являетсямежкульту
рныйтренинг.Эторазновидностьсоциальнопсихологическоготренинга,направленногонаразвитиенавыковмежкультурнойкоммуникации.
Входемежкультурноготренингаиспользуютсяупражнения,позволяющиеобучающимся
сформировать представление о разнообразии как ценности и о культуре как осистемеправил.
Занятия с элементами межкультурного тренинга проводятся классным руководителем
и(или)педагогом-психологомврамкахвнеурочнойдеятельностисовсемклассомилисподгруппой.
6.3.
Дляобеспеченияинклюзивнойкультурынеобходимаинтенсификацияповседневног
омежкультурногодиалога,атакжеснижениевзаимнойпредубеждѐнности.Такогородазадачиреша
ютсячерезобеспечениепозитивнойвзаимозависимостиобучающихсядругсдругом,наиболееэффе
ктивнореализуемыхчерезтехнологию
«обучениевсотрудничестве»,котораяможетприменятьсяивурочной,ивовнеурочной
деятельности,ивдополнительномобразовании.
6.4. Основныепринципыобучениявсотрудничествеобщностьцелейизадач,индивидуальная ответственность, равные возможности достижения
успеха длявсех членовгруппы. Общность целей подразумевает, что все участники разделяют
общее
стремление
какможнолучшевыполнитьпредложенноезаданиеидляэтогоониготовыпомогатьдругдругуи
сотрудничать.Индивидуальнаяответственностьпредполагает,чтокаждыйобучающийсяполучает
собственное заданиеиоценкузаеговыполнение.
6.5. Для формирования инклюзивной по отношению к обучающимся иностранных
граждансреды
МАОУ«Пролетарская
показывающего важную
СОШ»используются
рольразличных
формировании
ресурсы
оформления
этнических, культурных, социальных
культуры
класса,
групп в
страны
и
школы.Использованиепедагогомзначимойинформации,имеющейпрямоеотношениекэтносу,культу
ре,традициям, языку конкретного ученика, может не только повысить мотивацию этого
ребѐнка кизучению предмета, преподаваемого данным педагогом, но и вызвать у его
одноклассниковлюбопытство и интерес к теме этнокультурного многообразия России и мира,
способствоватьрасширениюкругозоравсехобучающихся.
6.6. Включаявобразовательнуюсреду обучающихсяиностранныхграждан,крайневажно
формироватьусловиянетолькодляосвоенияребѐнкомязыка,социальныхнормкультурных
принимающего
общества,
но
и
способствовать
сохранению
кодов
им
собственнойэтнокультурнойидентичности.Оптимально,когдаребѐнокимеетвозможностьнадопо
лнительных занятиях факультативно изучать язык и культуру собственного народа. Еслиже
такой
возможности
нет,
педагоги
не
должны
забывать
о
важности
проведения
сравнений(применениякросскультурныхметодов)иобращениякэтнокультурнымзнаниямприосв
оении ребѐнкомтех илииныхнормиправил, этикетаобщения,принятого вРоссии.
7. Работасродителями
7.1. Важной
составляющей
индивидуальной
поддержки
ребѐнка
иностранных
гражданявляется работа с его родителями. Под родителями понимается не только
непосредственныеродители ребѐнка иностранных граждан, но и все взрослые, кто вовлечѐн в
его
воспитание
ипринимаетключевыерешения,снимсвязанные.Классныйруководительустанавливаетконтактсроди
телями, узнаѐтихпотребностииинтересы, связанныесобучением.
7.2. Большое значение имеет сотрудничество с родителями в плане освоения
ребѐнкомрусского языка. Категорически не требовать от родителей говорить с ребѐнком дома
толькопорусски,этопротиворечитпринципубикультурностиибилингвизма.Целесообразнопроанализиров
ать языковую ситуацию в семье (на каком языке говорят все члены семьи) исовместно с
родителями выработать меры поддержки русского языка: читать ребѐнку вслухкниги на
русском,смотреть вместе и обсуждать фильмы, выделить час вдень, когда домабудутговорить
толькопо-русскиит.п.)
7.3. Интеграцияродителейизчислаиностранныхгражданосуществляетсячерезразнообраз
ные
формы,
в
том
числе
и
совместной
работы
с
родителями
и
детьми:
родительскиесобрания,родительскиеклубы,выездныелагеря,экскурсии,иныенеформальныемер
оприятия. Следует привлекать родителей детей иностранных граждан к участию в
жизниклассаиродительскогосообщества,причѐмпомаксимальноширокомукругувопросов,не
ограничиваясьэтнокультурнойтематикой.
8. Оценка
успешности
языковой
и
социокультурной
адаптации
обучающихсяиностранныхгражданпедагогом
ОценкаэффективностидеятельностиМАОУ«Пролетарская
8.1.
СОШ»подинамикеобразовательных результатов обучающихся из семей иностранных граждан
проводится
путѐмсравненияитоговвходной(вначалегода)иитоговой
(вконцеучебногогода)диагностик.
8.2. Индивидуальныекритерииэффективностидеятельностивобластиязыковойисоциоку
льтурнойадаптацииребѐнкаиностранныхгражданвМАОУ«Пролетарская
СОШ»представляютсобойконечныерезультатыданнойработы:
- сформированностькомпетенцийвобластирусскогоязыка,необходимыхдляосвоенияадап
тированнойосновной общеобразовательнойпрограммы;
- освоениеребѐнкомпредметныхкомпетенцийнауровне,необходимомдлявключениявобра
зовательныйпроцесс,соответствующийвозрастнойгруппе;
- эмоционально-психологическоеблагополучиеребѐнкаиностранныхграждан;
- наличиеуребѐнкасоциальныхнавыков,необходимыхдля успешного
- обученияисоциализации;
- освоение
ребѐнком
культурныхправилинорм,необходимыхдляуспешноговключениявобразовательноепространств
о.
8.3. Оценивается степень инклюзивности по отношению к детям иностранных
граждансредыМАОУ«Пролетарская
СОШ»вцелом,включаяэффективностьмерпонедопущениюдискриминации
со
сторонывсехучастниковобразовательныхотношений.
9. Заключительныеположения
9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается
наПедагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом
директораШколы.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
вписьменной формев соответствии сдействующимзаконодательствомРоссийской Федерации.
9.3. Положениепринимаетсянанеопределѐнныйсрок.ИзмененияидополнениякПоложени
юпринимаютсявпорядке,предусмотренномп.9.1.настоящегоПоложения.
9.4.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов
иразделов)вновойредакциипредыдущаяредакцияавтоматическиутрачиваетсилу.