Положение об адаптации обучающихся иностранных граждан 2024

Муниципальноеавтономноеобщеобразовательноеучреждение
«Пролетарская средняяобщеобразовательнаяшкола»
ПРИНЯТО
педагогическимсоветом
МАОУ«Пролетарская СОШ»
Протокол№ 1 от27.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
И.о.директораМАОУ«Пролетарская
СОШ»

Глазунова Н.Р.
Приказ№118 от26.08.2024

Положение
обадаптацииобучающихсяиностранныхграждан
вМАОУ«Пролетарская СОШ»
Общиеположения

1.

1.1. Настоящее Положение об адаптацииобучающихся иностранных граждан (далее –
Положение)определяетсодержание,порядокорганизацииимеханизморганизацииязыковойисоци
окультурнойадаптациидетейиностранныхгражданвМуниципальномавтономномобщеобразоват
ельномучреждении«Пролетарская
средняяобщеобразовательнаяшкола»(далееМАОУ«Пролетарская СОШ»).
1.2. Настоящее

Положение

разработано

в

соответствии

с

Конституцией

РоссийскойФедерации, Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в
РоссийскойФедерации»(далее–№273-ФЗ),Федеральнымзаконом№115ФЗот25.07.2002г.«ОправовомположениииностранныхгражданвРоссийскойФедерации»,наосно
ванииПисьмаМинпросвещенияРоссииот16.08.2021№НН202/07«Онаправленииметодическихрекомендаций»;Федеральногозаконаот06.03.2006г.№35ФЗ«Опротиводействиитерроризму»(далее – № 35-ФЗ); «Комплексного плана противодействия
идеологии

терроризма

в

РоссийскойФедерациина2024-

2028годы»,утверждѐнногоПрезидентомРФ30.12.2023«Пр-2610.
1.3. Целью Положения является определение общеобязательных норм (правил) в
частиобеспеченияорганизацииработыпоязыковойисоциокультурнойадаптациидетейиностранн
ыхграждан.
1.4. Настоящееположение разработановоисполнение:
- № 273-ФЗ ст.28 ч.6 п.2: «Образовательная организация обязана осуществлять
своюдеятельностьвсоответствиисзаконодательствомобобразовании,втомчисле:создаватьбезопа
сныеусловияобучения,втомчислеприпроведениипрактическойподготовкиобучающихся,

а

также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода заобучающимися, их
содержания

в

соответствии

с

установленными

нормами,

обеспечивающимижизньиздоровьеобучающихся, работниковобразовательнойорганизации»;
- №273-ФЗст.41ч.1п.8:«Охраназдоровьяобучающихсявключаетвсебяобеспечение

безопасностиобучающихсявовремяпребыванияворганизации,осуществляющейобразовательну
юдеятельность»;
- №

35-ФЗ

ст.

2:

«Противодействие

терроризму

в

Российской

Федерации

основываетсяна следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и
свобод

человека

игражданина;приоритетзащитыправизаконныхинтересовлиц,подвергающихсятеррористическо
йопасности;системностьикомплексноеиспользованиеполитических,информационнопропагандистских,социальноэкономических,правовых,специальныхииныхмерпротиводействиятерроризму;приоритетмерпр
едупреждениятерроризма;минимизацияи(или)ликвидацияпоследствийпроявленийтерроризма
…»;
-

№

35-ФЗ

ст.3

ч.4:

«Противодействие

терроризму

–деятельность

органов

государственнойвласти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного
самоуправления,

а

такжефизическихиюридическихлицпредупреждениютерроризма,втомчислеповыявлениюипоследу

ющему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов
(профилактика

терроризма);

выявлению,

предупреждению,

пресечению,

раскрытию

ирасследованиютеррористическогоакта(борьбастерроризмом);минимизациии(или)ликвидациипос
ледствийпроявленийтерроризма»;
- «КомплексногопланапротиводействияидеологиитерроризмавРоссийскойФедерациин
а2-242028годы»п.2.4:«Вцеляхформированияантитеррористическогомировоззренияудетейтрудовыхм
игрантовврамкахвоспитательнойработывобщеобразовательных организациях обеспечивать их
адаптацию в школьных коллективах, атакже профилактический охват во внеурочное время для
привития традиционных российскихдуховно-нравственныхценностей».
2.

Принципы

и

направления

деятельности

педагогических

работников,осуществляющихязыковуюисоциокультурнуюадаптациюобучающихсяино
странных
граждан
2.1.ДеятельностьМАОУ«Пролетарская
СОШ»поязыковойисоциокультурнойадаптацииобучающихсяиностранныхгражданвобщеобраз
овательнойорганизациибазируетсянаследующихпринципах:
- принципвключенияребенкаиностранныхгражданвобщийпотокспомощьюспециальныхп
едагогическихприемов,учитывающихегоособыеобразовательныепотребности;
- принцип права на отличия (предполагает принятие культурной «инаковости»
детейиностранныхгражданиподдержкуеепроявления вобразовательнойсреде);
- принцип трансляции культуры через коммуникацию (эффективная культурная

адаптацияосуществляетсяисключительночерезнепосредственноеобщениесносителямикультуры);
- принципинтеграциичерезсотрудничество(включениевколлективнуюдеятельностьсобщ
имицелямиизадачами);

- принципбилингвизма(роднойязыкявляетсянепреградой,аресурсом,какдляосвоениярусск
огоязыка,такидляпсихологическогоблагополучияребенкаиностранныхграждан);
- принципресурсностикультурныхразличий(национальнокультурнаяспецификаребенкаиностранныхгражданявляетсянебарьером,аресурсомеговключени
явобразовательнуюсреду);
- принципактивногопартнерствасродителямиидругимиродственникамиребенкаиностр
анныхгражданвобластиегоязыковойисоциокультурнойадаптации;
- принципнедопустимостилюбойформыдискриминацииребенкаиностранныхгражд
ан вобразовательнойсреде;
- принциправенства языкови
культур(утверждаетнедопустимостьвыстраиванияиерархии языковикультур);
- принципсистемностиворганизацииработыМАОУ«Пролетарская
СОШ»поязыковойисоциокультурнойадаптацииобучающихсяиностранныхграждан(отдельныеме
роприятия,втомчислекультурнопросветительскогохарактера,непозволяютдостичьустойчивогорезультата).
2.4.ВыделяютсяследующиенаправлениядеятельностиМАОУ«Пролетарская
СОШ»поязыковой исоциокультурной адаптацииобучающихсяиностранныхграждан:
- работаспедагогическимколлективом;
- работас ученическимсообществом;
- работасродительскимсообществом
3. Организационнаядеятельностьпоадаптацииобучающихсяиностранныхграждан
3.1. Администрация

МАОУ«Пролетарская

СОШ»

обеспечивает

информационно-

методическоесопровождениепедагогов,работающихсдетьмииностранныхграждан,вчастности:
-

созданиеусловийдляпрофессиональногоразвитияучителейпопроблемамформирован

ияиразвитияязыковой,речевойикоммуникативнойкомпетенцийнаурокахрусскогоязыка,литерат
уры,вовнеурочнойдеятельности,повопросампреподаванияфонетики,лексики,грамматикивуслов
ияхполиэтническогоклассачерезсеминары-практикумы,групповыеконсультации,мастерклассы,участиевконкурсах,публикации,участиеввебинарах;
-

осуществлениеконсультированияпедагогов-

предметниковповопросусопровожденияиобучениядетейиностранныхграждан,применениядиаг
ностическогоинструментариядляопределенияуровнявладениярусскимязыкомдетейуказаннойка
тегории, реализации программ дополнительных занятий по обучению русскому языку
черезиндивидуальныеигрупповыеконсультации, мастер-классы;
-

расширениеинформационно-

методическогоресурсадляучителей,обучающихобучающихсяиностранныхгражданидетейинофоноврусскомуязыку,черезобновление

содержанияметодических материалов,актуальных публикаций;
издание локальных нормативных актов: приказ об организации деятельности

-

покультурно-языковой, психологической адаптации обучающихся иностранных граждан;
приказо внесении изменений в должностные инструкции педагогических работников; о
дневникесопровождения обучающихся.
3.2. Работа в МАОУ«Пролетарская СОШ»по адаптации обучающихся иностранных
гражданможетосуществлятьсявследующихформах:
организация индивидуальных и групповых занятий по изучению русского языка

-

какнеродноговрамкахвнеурочнойдеятельности;
ведение

-

дневников

наблюдения,

в

которых

отражаются

индивидуальные

маршрутыработысобучающимся, мониторингэффективностиданнойработы;
разработка

-

программы

внеурочной

деятельности

и

дополнительного

образования,направленныенаформированиесоциальногоопытаобучающихся,принятиенормобр
азовательной среды, воспитание эмоционально положительного ощущения обучающимся
вмикро-имакросреде;
-

организациямероприятийдляродителей(законныхпредставителей);

-

проведениесистематическихмероприятийдляобучающихся,направленныхнасоциаль

нуюадаптацию(акции,конкурсырисунков,фестивали,урокитолерантности),участникамикоторы
хявляютсяобучающиесяМАОУ«Пролетарская СОШ»,втомчиследетииностранныхграждан).
3.2.1. Формыисодержаниедеятельностиобщеобразовательныхорганизациймогутварьир
оваться.
4. Индивидуализация

образовательного

маршрута

в

соответствии

сособымиобразовательнымипотребностямидетейиностранныхграждан
4.1. Психолого-педагогическийконсилиум.
Основныммеханизмомвыработкииреализациииндивидуальнойстратегиисопров

4.1.1.

ожденияобучающихсяиностранныхгражданявляетсяпсихолого-педагогическийконсилиум
(далее

–

консилиум),

одна

из

задач

которого

состоит

в

выявлении

трудностей

восвоенииобразовательныхпрограмм,особенностейвразвитии,социальнойадаптациииповедени
и

обучающихся

для

последующего

принятия

решений

поорганизации

психолого-

педагогическогосопровождения.
4.1.2.

Состав консилиума сохраняется, как при работе с детьми других категорий,

ноприэтомсоздаетсяэкспертнаягруппа,вкоторуювключаетсяучитель(педагог),осуществляющий
диагностику уровня владения русским языком детей иностранных граждан,который в
дальнейшем будет осуществлять работу по языковой адаптации обучающегося, атакжеучителяпредметники,определяющиеуровеньготовностиобученияребѐнкаиностранных

гражданвконкретномклассе.

4.1.2.1. Уровеньвладениярусскимязыкомоцениваетсяповсемвидамречевойдеятельност
и (индикаторам): говорение,чтение, аудирование,письмо.
4.1.2.2. Длядетей69летпроводитсясобеседование,анетестирование,входекоторогоопределяютсяуровеньвладенияр
усскимязыкоминаличиеминимальныхпредметныхзнаний, соответствующихвозрастуребѐнка.
4.1.2.3. Тестированиедолжныпроводитьквалифицированныепедагоги,владеющиеметод
икой

обучения

русскому

языку

какиностранному.

Тогда

по

итогам

тестирования

онисмогутсоставитькомпетентноезаключениесрекомендациямиподальнейшейиндивидуальной
траекторииобученияребѐнка.Приоценкеуровняязыковойадаптацииследует учитывать, что в
большинстве

семей

иностранных

граждан

доминирующим

языкомобщенияявляется

ихроднойязык,либоониспользуетсянаравне срусскимязыком.
4.1.2.4. Сформированностьречевыхуменийинавыковопределяетсядифференцированно
по

каждому

виду

речевой

деятельности.

Подобный

дифференцированныйподходпозволяетнаиболееточнооценитьвозможностиребѐнкаиспрогнози
роватьегодальнейший образовательныймаршрут.
4.1.2.5. Оценкапредметныхкомпетенцийможетбытьполностьюосуществленаучителями
-предметниками

только

при

условии

достаточного

владения

русским

языком.

Принедостаточном владении русским языком акцент желательно сделать на оценке
обучаемостиребѐнка,которую проводит педагог-психолог.
4.1.3.
Данный

Припервичномобследованиипринимаетсяколлегиальноерешениеконсилиума.
этап

предполагает

общий

анализ

особых

образовательных

потребностейдетейиностранныхграждан,выявлениедетей,нуждающихсявадреснойподдержке,и
выработкуобщей стратегии индивидуальногосопровождениякаждоготакогообучающегося.
4.1.4.

Входеконсилиумапроводитсяобсуждениеобразовательныхпотребностейкаждог

оребѐнка.
4.1.5.

Поитогамконсилиумасоставляетсясписокобучающихсяиностранныхграждан,ну

ждающихсявиндивидуальномсопровождении,иразрабатываетсяиндивидуальный

план

для

каждого обучающегося. По итогам заседания консилиума даетсярекомендация администрации
школы

по

зачислению

ребенка

–

иностранного

гражданина

позачислениюеговкласссоответственно возрастуилинагод младше.
4.1.6.

ВзависимостиотколичествадетейиностранныхгражданвМАОУ«Пролетарская
СОШ»,можетпроводитьсядополнительноезаседаниеконсилиума.

4.1.7.

Напоследующихэтапахпроведенияконсилиумаучителя-

предметникиосуществляюткраткийанализсформированностипредметныхкомпетенций,классны
йруководительисоциальныйпедагогсобираютобщуюинформациюосемейнойситуациии

истории развития, анализируют общение ребѐнка с одноклассниками и педагогами,
выделяюткоммуникативные ситуации, в которых возникали сложности. Педагог- психолог,
учительдефектологпроводятпсихологическуюдиагностикуэмоциональногосостоянияличностиребѐнка,
определяетуровеньегоадаптациии общуюоценкусоциальныхнавыковребѐнка.
4.1.8.

Второе заседание консилиума предназначено для анализа текущей работы

ивнесения необходимых корректировок в индивидуальный план. Его рекомендуется
проводитьнепозднеетрѐхмесяцевпослепервого.
4.1.9.

Итоговый консилиум проводится в конце учебного года и предполагает

анализпроделаннойработыиоценкуеѐэффективности.
4.1.10. Подготовкаковторомуитретьемуконсилиумампредполагаетмониторингязыково
й

и

социокультурной

адаптации

детей

иностранных

граждан,

включающий

оценкуудовлетворенности особыхобразовательныхпотребностей.
4.2. Индивидуальныйучебныйплан
4.2.1.

Дляобеспеченияосвоенияобразовательнойпрограммынаосновеиндивидуализаци

иеесодержаниясучетомобразовательныхпотребностейобучающихсяиностранных
гражданразрабатываетсяиндивидуальныйучебныйплан(далее –ИУП).
4.2.2.

ИУП может предусматривать увеличение учебных часов на изучение

русскогоязыка, а также отдельных предметов обязательной части образовательной программы.
Приэтомвозможновведениеспециальноразработанныхучебныхпредметов(курсов),обеспечиваю
щихинтересыипотребностиобучающихся,втомчислеэтнокультурные(сучѐтомвозможностейорг
анизации).
4.2.3.

ИУП предусматривает организацию внеурочной деятельности, ориентированную

наобеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. На этом основании в ИУП
могутвключаться

еженедельные

мероприятия,

направленные

на

социализацию

детей

иностранныхграждан,стимулирующиеихобщениесрусскоязычнымисверстниками.
4.2.4.

ИУПобучающихсяиностранныхгражданможетвключать:

-

дополнительныезанятияпорусскомуязыку;

-

дополнительныезаданияпоосновнымпредметам;

-

коррекционно-развивающиезанятия.

4.2.5.

Для успешного преодоления

учебных трудностей

обучающегосяможноиспользоватьследующиедействия:
-

предоставлениедополнительноговременидлявыполнениятестовыхзаданий,уменьшен

иеихколичества,упрощениесодержания;
-

временное

использование

персональных

инклюзивных

критериев

оценки,оценивающихиндивидуальныйпрогрессребѐнкаиегособственныеусилия,нап
ример,

использованиетрехуровневойсистемыоценкидинамикиусвоенияпредмета:
а) ребѐнок усваивает предмет медленнее, чем в предшествующий диапазон
оценивания;б)ребѐнокусваиваетпредметвтомжетемпе;в)ребѐнокусваиваетпредметбыстр
ее.
Дляоблегченияорганизацииразноуровневогообученияобучающихсяиностранны

4.2.6.

хграждануспешноприменяетсятехнологиянаставничества.Рольнаставникаконкретногоученика
могутвзять

на

себя

происхождения,

одноклассники,

что

и

имеющие

ребѐнок,

отношение

испытывающий

к

тому

трудности

жеэтносу/стране
в

обучении.

Такжеданнуюфункциюмогутвыполнятьобучающиеся,старшиеповозрасту,чтоспособствуетболе
ебыстромувключениювновьприбывшегоребѐнкавсоциокультурноепространствоРоссии.Вместе
стемнеобходимовчастиорганизациинаставничествасосторонысверстниковиобучающихсястарш
ихклассовучитыватьриски,инедопускатьстатусно-иерархическихсубкультур

по

отношениюкконкретномуобучающемуся.
4.2.7.
и

Дополнительнаяязыковаяподготовкаобучающихсяиностранныхгражданвобласт

русского

языка

по

методике

«русский

как

иностранный»

направлена

на

формированиеязыковыхкомпетенций,необходимыхдляосвоенияобразовательныхпрограмм.Всо
ответствиисдействующимпрофессиональнымстандартомпедагогдолженуметьиспользоватьиап
робироватьспециальныеподходыкобучениювцеляхвключениявобразовательный процесс всех
обучающихся, в том числе тех, для которых русский язык неявляется родным. Основным из
таких

специальных

подходов

является

методика

преподаваниярусскогоязыкакакиностранного,овладениекоторойвусловияхсовременнойсоциок
ультурной среды важно не только для преподавателей русского языка и литературы, нои
дляпедагогов-предметников,учителей начальнойшколы.
4.2.8.

Подходамикорганизацииобученияобучающихсяиностранныхгражданрусскомуя

зыкумогут являться:
- интенсивноеобучениеязыкувтечениегодавотдельнойгруппе,новтойжеобразовательной
организации,послечегодетивключаютсявобщеобразовательныйпроцесснаобщихоснованияхсо
сверстниками;
- сочетаниезанятийвобычномклассесдополнительнымизанятиямипорусскомуязыкуивоз
можностьюорганизацииобученияпоиндивидуальномуплану,сиспользованиемспециализированных
учебныхпособийиучебно-методическихкомплексовнаобычныхуроках;
- полное

погружение

детей

иностранных

граждан

в

новую

языковую

и

культурнуюсредусвозможностьюполучения периодическихконсультаций.
4.3.
4.3.1.

Работаспедагогическимколлективом

Межкультурнаякомпетентность–

важнейшаяпрофессиональнаяхарактеристика,обеспечивающаяуспешнуюпрофессиональнуюде
ятельностьпедагогапо

языковойисоциокультурнойадаптацииобучающихсяиностранных граждан.
4.3.2.

Первая составляющая межкультурной компетентности является универсальной

иотноситсяковсемсферампрофессиональнойдеятельности.Онасостоитизчетырѐхкомпонентов:
- Межкультурнаястабильность.Характеристикапедагога,обеспечивающаяустойчивость
кстрессовымситуацияммежкультурногообщения.Этосочетаниеуменияуправлятьсвоимэмоцион
альнымсостояниемиконструктивногоотношениякуспехаминеудачам,втомчислевработесдетьми
.
- Межкультурный интерес. Желание общаться с людьми из других культур, интерес
ккультуреикультурнымразличиям.Стремлениеактивновключатьсявмежкультурноевзаимодейст
вие.
- Отсутствиеэтноцентризма.Установканауважениеипринятиекультурногоразнообразия
.Отношениеккультурнымразличиямкаккмножествувариантовприотсутствии
превосходстватойилиинойкультуры.
- Управлениемежкультурнымвзаимодействием.Владениеширокимспектромкоммуника
тивныхнавыков,важныхпримежкультурномобщении,обеспечивающихподстройкупод
собеседникаиздругойкультурыипозволяющихдоговориться сним.
4.3.3. Повышениеквалификациипедагогов,работающихстакимиобучающимися,можетв
естисьпо несколькимосновнымнаправлениям:
-

подготовкапометодикепреподаваниярусскогоязыкакакиностранного;

-

освоениепринциповитехнологийинклюзивногообразования;

-

повышениемежкультурнойкомпетентностипедагоговобразовательнойорганизации.
5. Организационно-методическая деятельность педагогов по языковой
исоциокультурнойадаптацииобучающихсяиностранныхграждан

5.1. Психолого-педагогическая

поддержка

и

социально-педагогическое

сопровождениеосвоениякультурныхправилинорм,необходимыхдляуспешноговключениявобра
зовательноепространствоМАОУ«Пролетарская СОШ».
5.1.1. Освоение

культурных

правил

и

норм

реализуется

через

правильную

организациюповседневногомежкультурноговзаимодействия.Этопостроениеобразовательнойде
ятельности, обеспечивающей реальное позитивное взаимодействие между детьми из
разныхкультур,междудетьмииностранныхгражданипредставителямипринимающегообщества.
5.1.2. Сточкизренияоптимизациисоциокультурнойиязыковойадаптацииобучающихсяино
странныхграждантакжецелесообразнорасширитьвозможностиихобщения

с

ровесниками.

Важно вовлекать ребѐнка в систему дополнительного образования(посещениекружков,
секций)ивнеурочную деятельность.

5.1.3. Освоениекультурныхправилинормболееуспешно,еслидетииностранныхграждан
включены

в

активную

проектную

деятельность,

а

также

в

любыевиды

творческойдеятельности, позволяющие выявить их таланты и раскрыть их возможности:
общешкольныйденьпроектов,деньсамоуправления,театр,ансамбль,кружки,выставки,школавож
атых,школаволонтѐров,подготовкапраздников,экскурсии,поездкиит.д.
Такаядеятельностьспособствуетповышению ихстатусавсредесверстников.
5.1.4. Учебнаяивоспитательнаяработапоразъяснениюнормповедения,этикетаобщения
проводится педагогами не только с детьми иностранных граждан, но и в целом
смногонациональнымикласснымиколлективамиврамкахобщихвидовучебнойивнеучебнойработ
ы,внеурочнойдеятельности:тематические«этикетные»уроки,классныечасы,диспутыииное.
6. РаботасученическимсообществомМАОУ«Пролетарская СОШ»
6.1. Формирование инклюзивной по отношению к обучающимся иностранных
граждансреды МАОУ«Пролетарская СОШ», включая меры по недопущению дискриминации
со

стороны

всехучастниковобразовательныхотношений,требуетвовлечениявэтудеятельностьвсехобучающ
ихся.Приэтоммероприятиякультурнопросветительскогохарактера(фестиваликультуриподобное)нерешают
даннуюзадачувполноймере.
6.2. Эффективнойтехнологией,позволяющейрешитьданнуюзадачу,являетсямежкульту
рныйтренинг.Эторазновидностьсоциальнопсихологическоготренинга,направленногонаразвитиенавыковмежкультурнойкоммуникации.
Входемежкультурноготренингаиспользуютсяупражнения,позволяющиеобучающимся
сформировать представление о разнообразии как ценности и о культуре как осистемеправил.
Занятия с элементами межкультурного тренинга проводятся классным руководителем
и(или)педагогом-психологомврамкахвнеурочнойдеятельностисовсемклассомилисподгруппой.
6.3.

Дляобеспеченияинклюзивнойкультурынеобходимаинтенсификацияповседневног

омежкультурногодиалога,атакжеснижениевзаимнойпредубеждѐнности.Такогородазадачиреша
ютсячерезобеспечениепозитивнойвзаимозависимостиобучающихсядругсдругом,наиболееэффе
ктивнореализуемыхчерезтехнологию
«обучениевсотрудничестве»,котораяможетприменятьсяивурочной,ивовнеурочной
деятельности,ивдополнительномобразовании.
6.4. Основныепринципыобучениявсотрудничествеобщностьцелейизадач,индивидуальная ответственность, равные возможности достижения
успеха длявсех членовгруппы. Общность целей подразумевает, что все участники разделяют
общее

стремление

какможнолучшевыполнитьпредложенноезаданиеидляэтогоониготовыпомогатьдругдругуи

сотрудничать.Индивидуальнаяответственностьпредполагает,чтокаждыйобучающийсяполучает
собственное заданиеиоценкузаеговыполнение.
6.5. Для формирования инклюзивной по отношению к обучающимся иностранных
граждансреды

МАОУ«Пролетарская

показывающего важную

СОШ»используются

рольразличных

формировании

ресурсы

оформления

этнических, культурных, социальных

культуры

класса,
групп в

страны

и

школы.Использованиепедагогомзначимойинформации,имеющейпрямоеотношениекэтносу,культу
ре,традициям, языку конкретного ученика, может не только повысить мотивацию этого
ребѐнка кизучению предмета, преподаваемого данным педагогом, но и вызвать у его
одноклассниковлюбопытство и интерес к теме этнокультурного многообразия России и мира,
способствоватьрасширениюкругозоравсехобучающихся.
6.6. Включаявобразовательнуюсреду обучающихсяиностранныхграждан,крайневажно
формироватьусловиянетолькодляосвоенияребѐнкомязыка,социальныхнормкультурных
принимающего

общества,

но

и

способствовать

сохранению

кодов
им

собственнойэтнокультурнойидентичности.Оптимально,когдаребѐнокимеетвозможностьнадопо
лнительных занятиях факультативно изучать язык и культуру собственного народа. Еслиже
такой

возможности

нет,

педагоги

не

должны

забывать

о

важности

проведения

сравнений(применениякросскультурныхметодов)иобращениякэтнокультурнымзнаниямприосв
оении ребѐнкомтех илииныхнормиправил, этикетаобщения,принятого вРоссии.
7. Работасродителями
7.1. Важной

составляющей

индивидуальной

поддержки

ребѐнка

иностранных

гражданявляется работа с его родителями. Под родителями понимается не только
непосредственныеродители ребѐнка иностранных граждан, но и все взрослые, кто вовлечѐн в
его

воспитание

ипринимаетключевыерешения,снимсвязанные.Классныйруководительустанавливаетконтактсроди
телями, узнаѐтихпотребностииинтересы, связанныесобучением.

7.2. Большое значение имеет сотрудничество с родителями в плане освоения
ребѐнкомрусского языка. Категорически не требовать от родителей говорить с ребѐнком дома
толькопорусски,этопротиворечитпринципубикультурностиибилингвизма.Целесообразнопроанализиров
ать языковую ситуацию в семье (на каком языке говорят все члены семьи) исовместно с
родителями выработать меры поддержки русского языка: читать ребѐнку вслухкниги на
русском,смотреть вместе и обсуждать фильмы, выделить час вдень, когда домабудутговорить
толькопо-русскиит.п.)
7.3. Интеграцияродителейизчислаиностранныхгражданосуществляетсячерезразнообраз
ные

формы,

в

том

числе

и

совместной

работы

с

родителями

и

детьми:

родительскиесобрания,родительскиеклубы,выездныелагеря,экскурсии,иныенеформальныемер

оприятия. Следует привлекать родителей детей иностранных граждан к участию в
жизниклассаиродительскогосообщества,причѐмпомаксимальноширокомукругувопросов,не

ограничиваясьэтнокультурнойтематикой.
8. Оценка

успешности

языковой

и

социокультурной

адаптации

обучающихсяиностранныхгражданпедагогом
ОценкаэффективностидеятельностиМАОУ«Пролетарская

8.1.

СОШ»подинамикеобразовательных результатов обучающихся из семей иностранных граждан
проводится

путѐмсравненияитоговвходной(вначалегода)иитоговой

(вконцеучебногогода)диагностик.
8.2. Индивидуальныекритерииэффективностидеятельностивобластиязыковойисоциоку
льтурнойадаптацииребѐнкаиностранныхгражданвМАОУ«Пролетарская
СОШ»представляютсобойконечныерезультатыданнойработы:
- сформированностькомпетенцийвобластирусскогоязыка,необходимыхдляосвоенияадап
тированнойосновной общеобразовательнойпрограммы;
- освоениеребѐнкомпредметныхкомпетенцийнауровне,необходимомдлявключениявобра
зовательныйпроцесс,соответствующийвозрастнойгруппе;
- эмоционально-психологическоеблагополучиеребѐнкаиностранныхграждан;
- наличиеуребѐнкасоциальныхнавыков,необходимыхдля успешного
- обученияисоциализации;
- освоение

ребѐнком

культурныхправилинорм,необходимыхдляуспешноговключениявобразовательноепространств
о.
8.3. Оценивается степень инклюзивности по отношению к детям иностранных
граждансредыМАОУ«Пролетарская
СОШ»вцелом,включаяэффективностьмерпонедопущениюдискриминации

со

сторонывсехучастниковобразовательныхотношений.
9. Заключительныеположения
9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается
наПедагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом
директораШколы.
9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются
вписьменной формев соответствии сдействующимзаконодательствомРоссийской Федерации.
9.3. Положениепринимаетсянанеопределѐнныйсрок.ИзмененияидополнениякПоложени
юпринимаютсявпорядке,предусмотренномп.9.1.настоящегоПоложения.
9.4.

После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов

иразделов)вновойредакциипредыдущаяредакцияавтоматическиутрачиваетсилу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».