2025-2026 учебный год

04.09.2025

14.11.2025

photo_5237698981410836322_y.jpg

Лабораторная работа "Движение цитоплазмы в клетке" (10 класс, с использованием оборудования центра) Цель: убедиться, что в клетках растений происходит движение цитоплазмы. Материалы и оборудование: микроскоп, лабораторные стёкла, пинцет, пипетка, вода, фильтровальная бумага, листья элодеи, карандаш, учебник. Ход работы Подготовьте микроскоп к работе. Приготовьте препарат листа элодеи и рассмотрите его под микроскопом (или предложенное видео «Движение цитоплазмы в листьях элодеи», рисунки, иллюстрирующие движение цитоплазмы в клетке). Найдите в клетке вакуоль и пластиды. Определите направление движения цитоплазмы по изменению положения частиц. Зарисуйте строение клетки листа, указав на рисунке стрелками направление движения цитоплазмы. Обозначьте на рисунке клеточную стенку, вакуоль, ядро и пластиды. Сделайте вывод, в котором укажите значение движения цитоплазмы для жизнедеятельности клеток. Дополнительная информация: Для растительной клетки характерно движение цитоплазмы. Движение цитоплазмы в клетке регулируется влиянием внутренних раздражителей в клетке в ответ на сигналы из внешней среды. Оно способствует оптимальному размещению органоидов, лучшему ходу биохимических реакций, выведению продуктов обмена веществ. В клетках листа элодеи под микроскопом можно увидеть, что зелёные пластиды (хлоропласты) плавно перемещаются вместе с цитоплазмой в одном направлении вдоль клеточной оболочки. По их перемещению можно судить о движении цитоплазмы. Это движение постоянно, но иногда его трудно обнаружить. Движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.

Просмотров всего: , сегодня:

10.11.2025

IMG20251114114901.jpg

СТРОЕНИЕ ЗЕЛЕНЫХ МХОВ НА ПРИМЕРЕ МХА КУКУШКИНА ЛЬНА Цели: познакомить с особенностями строения зеленого мха кукушкина льна; выявить основные отличия высших споровых растений от низших; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка Оборудование и материалы: засушенные растения мха кукушкина льна с коробочками на листе бумаги, готовый микропрепарат «Спорангий кукушкина льна», емкость с водой, лупа, препаровальная игла, пинцет, лист белой бумаги. Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности. Ход работы: Рассмотрите внешнее строение мха кукушкина льна невооруженным глазом и при помощи лупы. Найдите у него стебель, листья, на нижней части стебля найдите небольшие коричневатые выросты — ризоиды. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев растения. Рассмотрите один лист при помощи лупы и зарисуйте его. Рассмотрите верхушки стеблей, найдите женские и мужские особи мха. Как вы их определили? На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на ее строение. Каково биологическое значение расположения коробочки на высоте? 5.При помощи пинцета или препаровальной иглы аккуратно снимите колпачок и рассмотрите коробочку с крышечкой при помощи лупы. 6.Потрясите коробочку над листом белой бумаги. Что вы увидели? Рассмотрите споры мха при помощи лупы. Подуйте на споры. Что произошло? О чем свидетельствует легкость, с которой споры разлетелись от легкого дуновения? 7.Зарисуйте внешний вид мха кукушкина льна (мужского и женского растений) и подпишите его основные части. Отдельно зарисуйте внешний вид коробочки со спорами. 8.Рассмотрите готовый микропрепарат «Спорангий кукушкина льна» при помощи лупы. Рассмотрите продольный разрез коробочки, найдите крышечку, споры. 9.Зарисуйте продольный разрез спорангия кукушкина льна, каким вы увидели его при помощи лупы. 10.Сделайте вывод о строении и размножении зеленого мха кукушкина льна. К листостебельным мхам относится также и белый (или торфяной) мох сфагнум. (Учитель демонстрирует таблицы и гербарные материалы различных торфяных мхов.) Сфагнум — многолетнее растение высотой до 20 см, обитающее в основном на болотах. Внешне сфагнум сильно отличается от кукушкина льна. Стебель сфагнума ветвится, образуя как бы веточки. Часть веточек на верхушке стебля образует подобие головки, часть отходит в стороны, а некоторые (нижние) свисают вниз, прилегая к стеблю. Стебель и ветви покрыты мелкими светло-зелеными листочками. Каждый лист состоит из одного слоя клеток двух разных типов: живых узких зеленых клеток, содержащих хлоропласты, и крупных мертвых прозрачных клеток с разрушенной цитоплазмой. Живые клетки соединены друг с другом таким образом, что образуют сплошную сеть. Как вы думаете, что придает зеленый цвет этим клеткам? (Пигмент хлорофилл.) О чем свидетельствует наличие этого пигмента в листьях мха сфагнума? (О способности растения к фотосинтезу.) То есть процесс фотосинтеза, а значит и образование органических веществ, может происходить только в этих клетках. Между зелеными клетками расположены мертвые клетки-резервуары, в оболочках которых имеются отверстия, через которые они могут заполняться водой или воздухом. Благодаря такому строению сфагнум способен быстро всасывать и проводить воду. Стебли мха снаружи также покрыты прозрачными мертвыми клетками, что способствует проведению воды. Мертвые клетки листьев и стеблей этого растения могут поглощать воды в 25 раз больше собственной массы. ОПЫТ, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ ГИГРОСКОПИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТОРФЯНОГО МХА СФАГНУМА Оборудование: сухой мох сфагнум, весы с разновесами, стакан с водой, пинцет, фильтровальная бумага.

Просмотров всего: , сегодня:

14.10.2025

IMG20251112102540.jpg

Задание № 2. Сравните строение семян однодольных и двудольных растений (рисунок № 3). Что у них общего? В чем отличия? Ответ поясните. Задание № 3. Закончи предложения (переписываем предложения полностью): 1. Семядоли – это первые….. 2. Семя состоит из…… 3. Растение называют двудольным, если….. 4. Питательные вещества у однодольных растений находятся….. 5. Эндосперм – это….. 6. Питательные вещества у двудольных растений находятся в……. 7. В зародыше различают…… Задание № 4. Расположите в правильном порядке события, происходящие при прорастании фасоли. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр, например: 13254 1) появление семядолей 2) появление зелёных листочков 3) разрушение семенной кожуры 4) набухание семени 5) появление корешка Задание № 5. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова (словосочетания), используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.Хочу такой сайт

Просмотров всего: , сегодня:

09.09.2025

7 кл однокл пр р.jpg

Лабораторная работа «Строение простейших и передвижение Простейших» Цель: изучить строение простейших (амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории-туфельки) под микроскопом. Ход работы: Рассмотрите под микроскопом МП простейших. Зарисуйте амебу обыкновенную, сделайте обозначения. Зарисуйте эвглену зеленую, сделайте обозначения. Зарисуйте инфузорию-туфельку, сделайте обозначения. Почему эти животные получили название простейшие? Докажите, что несмотря на простоту строения простейшие настоящие живые организмы.

Просмотров всего: , сегодня:

08.09.2025

10кл кож лука.jpg

Практическая работа " Строение клетки кожицы лука" 10 класс Цель : выявить особенности строения растительной клетки. Оборудование: луковица, микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, вода. раствор йода, салфетка. Ход работы: 1 этап : Приготовление микропрепарата 1. Подготовьте предметное стекло, протрите его марлей.. 2. Нанесите 1-2 капли воды на стекло. 3. Препаровальной иглой снимите. кожицу с внутренней поверхности чешуи лука. 4. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы. 5. Накройте кожицу покровным стеклом. Приготовление препарата чешуи кожицы лука 2этап : Микроскопирование при малом увеличении. 1.Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите. 2. Проанализируйте текст и соотнесите с полученным вами изображением клеток лука. "На микро препарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой . Каждая клетка имеет плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками — порами, которые можно различить только при большом увеличении. В состав оболочек растительных клеток входит особое вещество — целлюлоза, придающая им прочность. Внутри находится бесцветное вязкое вещество — цитоплазма (от греческих слов «китос» — сосуд и «плазма» — образование). При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает. В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором можно различить ядрышко. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение. Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости — вакуоли(от латинского слова «вакуус» — пустой). Они заполнены клеточным соком — водой с растворенными в ней сахарами. В клеточном соке могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям". 3 этап : Окрашивание препарата раствором йода. Микроскопирование при большом увеличении. 1. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор. 2. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли? 3. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем хлоропласты в клетках листа 4 этап : Оформление результатов работы. Формулировка выводов. 1.Зарисуйте схему строения растительной клетки и обозначьте: ядро, клеточную стенку, цитоплазму, хлоропласты, вакуоль. 2. Сделайте выводы об особенностях строения растительной клетки.

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».